17:36 

А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?

rina rein
Кагбэ отзыв на пьесу "Кориолан" театра Донмар. Размещаю здесь, чтобы дать ссылку заинтересованным лицам.

Хоть большинство критиков и шекпсироведов и утверждают, что "Кориолан" – лучшая вещь, вышедшая из-под пера солнца английской поэзии, я самонадеянно спорю с экспертами и считаю пьесу скучной и, в общем-то, уже неактуальной.
Режиссеру нужно было серьезно переработать оригинал, чтобы не только не потерять ничего важного, но и придать действию динамики, ведь современному зрителю тяжеловато выслушивать бесконечно идущие по кругу диалоги. Кроме того, пьеса адаптировалась для маленькой сцены, а, значит, весь экшн нужно было оставить за бортом, надеясь на воображение зрителей. Так вот режиссер неплохо справилась с задачей, ее "Кориолан" уж точно интереснее оригинального.

Понравились костюмы и сценография. Честно говоря, в начале спектакля, когда мальчик нарисовал алой краской квадрат на сцене, я немного напряглась, ожидая, что сейчас пьесу начнут искусственно усложнять ненужным символизмом, контрабандой протаскивая его через оформление сцены. Ну, знаете, эти современные постановки, где каждый предмет несет туеву хучу Символов и имеет бесконечно глубокое Второе Дно. Обошлось, к счастью.
Читала раздраженные высказывания о музыке, поэтому прислушивалась во время просмотра. Меня эти диджейские сеты не отвлекали, иногда даже помогали настроиться на нужную волну.

Но, как бы ни была хороша постановка, уверена, что секрет ее успеха в касте. И утверждая это, я имею в виду не столько качественную работу большей части труппы, сколько популярность ведущего актера, Тома Хиддлстона. Марк тут приятный бонус для небольшой части аудитории. А остальные - какие-то безымянные английские актеры, которых зритель, кажется, где-то видел, но не может вспомнить где. В "Гарри Поттере"? В "Докторе Кто"? Ох, уж эта британская коммуналка.

Женщины не впечатлили от слова совсем. Читала множество хвалебных отзывов о Волумнии, матери Кориолана, но не увидела и десятой доли того, чем так восхищались рецензенты. Я, знаете ли, тоже могу закрыть лицо руками или отвернуться от зрителя и всхлипами и вздрагивающими плечами изображать безутешные рыдания. Но кто всерьез поверит, что я страдаю?
Что из себя представляет Виргилия, супруга Гая Марция, как человек, что ею движет, так и осталось загадкой, впрочем, ответа на нее, похоже, не знал даже сам Шекспир.

В общем, считаю, что актрисы изображали, а не проживали эмоции, то есть играли так, как это было принято во времена Шекспира, когда еще некому было крикнуть сакраментальное "Не верю!" Жаль, но для меня героини пьесы так и остались героинями пьесы, в живых людей, которым хочется сопереживать, они не превратились. И если это задумка режиссера, то мне она непонятна.

Маркуша оставил ровное впечатление. Лучший его момент – сцена у палатки Кориолана, когда он произносит полную горького разочарования речь и уходит в Рим ожидать верной гибели. Все, что было "до", уже было когда-то раньше, в других его ролях. Привычное уже амплуа язвительного, умного, расчетливого, но на самом деле сопереживающего и доброго человека. Но, думаю, тех, кто меньше знаком с его творчеством, ждет масса интересных моментов.

Авфидий удивил. Приятно удивил. Я поверила в его дуалистические отношения с Гаем Марцием. Ненависть/дружба, презрение/восхищение сыграны Фрейзером так, что начинаешь задумываться, а может этот великовозрастный детина Кориолан, который сам себе злобный Буратино, действительно неплох, раз такой серьезный дядечка так его уважает? Раньше я видела в Авфидии лишь завистливого неудачника.

Ну, и парень с афиши, Том. Сразу сделаю оговорку для тех, кто случайно наткнется на этот пост, что не являюсь его фанаткой. И, простите, не считаю его сексуальным. Красивым, да, но не сексуальным. Мой типаж – высокие загадочные кони в пальто со странными лицами и неудобными ФИО. И, простите-простите, к Тому я привыкла относиться, как к средненькому актеру, ибо ни разу ему не удалось тронуть нежных струн души моей. Просмотр "Кориолана" ничего кардинально не изменил в моей оценке его работы, но эта роль Тома на данный момент для меня лучшая.

Он идеально воплотил образ, нарисованный воображением после прочтения пьесы. Образ прямолинейного гордого упрямца, в минуту гнева способного услышать лишь голос матери. Правильно Авфидий назвал его мальчишкой. Нет, не настаивайте, эта роль не для возрастного актера, потому что, когда взрослый человек, пряча обиду в морщинах на челе, принимает позу оскорбленной добродетели, хочется подергать его за рукав и спросить: "Дя-я-ядь, ты дурак?" А когда куча народу уговаривает обиженного мальчика не быть букой, паззлы складываются и картинка получается красивая. Ну, по крайней мере, более логичная.

В игре Тома мне зачастую не хватает нюансов, он слишком очевиден для меня. Впрочем, в этом персонаже эта его особенность скорее играет в плюс, ведь Кориолан не знает полутонов, его мир черно-белый. От начала до конца его позиция остра и пряма как лезвие меча. Кульминация для него наступает в момент принятия решения отказаться от участия в походе на Рим, когда Гай Марций мечется между долгом и совестью, между жаждой мщения и состраданием. И Том так приятно убедителен в этот момент. Пусть я не сопереживаю его герою (это не проблема Тома, а моя), но я ему верю. И, несмотря на убежденность в том, что Кориолан сам виновник своих бед, мне все же жаль его в конце. Как не жалеть так нелепо и ужасно погибшего мальчишку?

Добавлю, что хоть мне пьеса и понравилась, рекомендовать ее к просмотру как обязательную не стану. Шекспир он такой Шекспир.
А впрочем, нет.
Идите и смотрите. Шекспир же!

URL
Комментарии
2014-02-24 в 19:15 

Прекрасная рецензия, спасибо! :)

URL
2014-02-24 в 19:37 

rina rein
Гость, спасибо. :)

URL
   

нерегулярно и беспорядочно

главная